Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

Успех в учении немыслим без устойчивой мотивации через опору на личный опыт, без диалога и сотрудничества, без социальной диагностики и интериоризации, без устной и письменной речи, искусственного языка, графических моделей и символов, без коммуникативных и мысленных действий в их соотношении с жизненным опытом, без способности оценивать свои достижения и компетентность, инициативы в творчестве, формирования субъективности и др.

Все это является основной предпосылкой гуманитарного образования. Например, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы может быть эффективным лишь при рассмотрении обучения как социокультурной деятельности школьников, неразрывно связанной с их социализацией и индивидуализацией в соответствующей среде жизнедеятельности.

Литературное образование опирается не на теорию литературы и рациональные формы понятийного анализа, а на смыслы культуры и свободу их выбора, личностное развитие учащихся в процессе субъект-субъектного взаимодействия, ценностно-нормативных представлений и формирования духовно-нравственной позиции личности.

Исходным пунктом такого обучения выступает определение уровня актуального развития ценностных ориентации учащихся и социально-культурных принципов развития личности в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего это принципы:

соотнесения модели жизни, содержащейся в литературном произведении, с реальной жизнью детей соответствующего поведения, региона, края, республики, с реальными потребностями и интересами детей, их мировоззренческими представлениями и повседневными нормами поведения;

ориентации учителя на реальную духовно-нравственную культуру ребенка, на его совершенствование и развитие, на «выращивание» его способностей;