Социальная педагогика в 20 веке

Теория личности Маслоу послужила одним из источников гуманистического воспитания. Главная задача педагогики - «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено» – представление, развиваемое современным педоцентризмом. В русле идей Маслоу в западной педагогике решаются практические вопросы воспитания одарённых детей.

Карл Роджерс. В основу метода легли его теоретические представления о механизмах формирования личности.

Pоджерс различает две системы регуляции поведения: 1) организм, стремящийся сохранить и усилить себя, и 2) «Я» личности – особую сферу опыта человека, складывающуюся из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру.

Центральной для К. Pоджерса является категория самооценки в результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе. Придает кардинальное значение ситуациям межличностного общения людей, в частности учителя и ученика. Самоактуализации личности, по Pоджерсу, хотя и «запрограммирована» изнутри, но нуждается в оптимальных внешних условиях. Только создание благоприятной межличностной атмосферы устраняет преграды на пути подлинно продуктивного учения, здорового развития личности. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки ребенка, что способствует раскрытию творческого потенциала личности.

Основанные на психотерапевтическом подходе воспитательно-образовательные установки получили название «недирективная педагогика»: учитель должен взять на себя миссию неформального обучения, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся. Однако осуществление на практике этих идей может приводить к анархической стихийности педагогического процесса и снижению уровня обучения в школе. Заслуживает внимания установка Pоджерса на включение в педагогическую практику психотерапевтических приемов оптимизации общения.

Эрих Фромм. Разрабатывая целостную концепцию личности, стремился выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает, по Фромму, социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху.