Социальная педагогика преобразований

Социально-педагогическая деятельность независимо от основных сфер осуществления имеет два основных направления: социокультурной адаптации и социокультурной эмансипации, или выхода за рамки существующего в направлении возможного и должного. Достигается это путем преобразований или проектирования новой социальной действительности. Оба эти направления всегда выступают в неразрывном единстве, ибо любые социальные изменения возможны лишь на основе осмысления существующих культурных традиций, постижения самой логики культурного развития, его внутреннего духовного потенциала. Этот потенциал различен в культурах разных народов, стран, сословий, этносов, регионов и т. д. Поэтому то, что приемлемо для одной страны или края, с трудом прививается в других странах и регионах. Социокультурные преобразования нельзя осуществлять методом простого заимствования.

Перенесение инноваций, как и любого социального опыта, с одной социокультурной почвы на другую не только не обеспечивает эффективность социального развития, но и может иметь негативные последствия. Тем не менее в условиях монополии государства всегда существует социально-политический заказ на соответствующие преобразования. Еще П. Наторп отмечал неразрывную связь социально-педагогических знаний и практики с политикой, социальным конструированием и социальной инженерией, направляемой и поддерживаемой воспитанием воли человека.

Социального педагога часто представляют как социального инженера, способного изменять и преобразовывать существующую социокультурную действительность, проводить ее оздоровление, педагогизацио, духовное обогащение и развитие и т. д. Достигается это, как правило, на основе тщательной предварительной социально-педагогической диагностики или исследования существующей ситуации, пост-роения на этой основе соответствующего проекта преобразований, создания инициативной группы реформаторов, со-ответствующей подготовки актива, четкого определения основных ценностей, сменяющих старые цели и задачи организации, или новых форм институализации в виде различных общественных формирований и движений за укрепление здоровья, защиту окружающей среды, демократизацию существующих общественных отношений, борьбу с наркоманией и алкоголизмом, за здоровый образ жизни, возрождение национальной культуры, искоренение вредных привычек и других направлений.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  Следующая > В конец >>