Социальная педагогика П. Наторпа

– политико-правовая организация ;

– организация образования .

Главный фактор прогресса – не улучшение средств производства, а «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом, следовательно, – развитие человеческой воли .

Наторп различал у человека три стадии развития воли: развитие влечения; развитие воли в узком, обычном значении этого термина; развитие разумной воли. Отсюда – три типа социального воспитания, соответственно стадиям: домашнее воспитание; социальное воспитание; свободное самовоспитание .

Домашнее воспитание – первая ступень общественности.

Вторая ступень воспитания воли – школьное образование. Именно в школе существует направленная организация воспитания, которая полностью соответствует потребностям второго этапа воздействия на волю человека, осуществляя ее регулировку, сдерживание негативных волевых устремлений индивида и развитие позитивных. Школьные порядки сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым все обязаны подчиняться. В то же время школьное воспитание предназначено не только в чем-либо ограничивать волю детей. На этом этапе у них требуется пробудить способность к самостоятельной оценке своих желаний, к умению «выбирать лучшее». Поэтому все школьные правила и запреты должны быть разумно мотивированы.

Такая школа должна быть общенародной и доступной для всех учеников. Учатся в ней с 6 до 12 лет. Затем подростки могли переходить в другую школу, более высшую, где могли учиться еще 6 лет. Наиболее способные поступали в высшие учебные заведения.

Самовоспитание – помимо самостоятельной работы людей над повышением своего культурного уровня также создание разного рода общественных структур типа народных университетов.