Социальная педагогика как наука и ее основные категории

А.В. Мудрик определяет предмет социальной педагогики как социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, а И.А. Липский, Л.Е. Никитина — закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, ролей, прав и обязанностей. Вопрос о предмете и объекте социальной педагогики остается до сих пор в науке дискуссионным.

Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, философская антропология, современные данные человеко-знания. Теоретические основы — это цивилизованный и культурологический подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уровень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все времена.

Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической .

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Ведущим процессом социальной педагогики является социально-педагогический процесс. Он включает несколько направлений.