Социальная педагогика как наука и ее основные категории

С точки зрения В.А. Никитина, социальная педагогика представляет собой теорию и практику познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или социализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования.

По мнению Л.В. Мардахаева, социальная педагогика — это педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание.

С точки зрения В.М. Басовой, социальная педагогика — это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальную педагогику М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова рассматривают как отрасль педагогического знания, исследующую явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает оно в условиях "нормы" либо "отклонения от нормы".