Социальная педагогика как наука и ее основные категории

Социальная педагогика направлена на экономическое и социокультурное преобразование, считает академик РАО Г.Н. Филонов. Преодоление кризисных ситуаций в целях приближения социума к личности, требует охвата всех областей социальной политики государства, социального управления общественным развитием.

Социальная педагогика как наука разрабатывается современными учеными: В.М. Басовой, В. Г. Бочаровой, СА. Беличевой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфовым, МА. Галагузовой, И.А. Липским, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, Ф.Р. Мустаевой, Л.Е. Никитиной, Л.Я. Олиференко, B.C. Торохтием, Г.Н. Штиновой и др.

Рассмотрим различные определения социальной педагогики.

По мнению И.А. Липского, социальная педагогика рассматривается как наука и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию (т. е. предмет социальной педагогики как практики). Это обусловлено тем, что наука по преимуществу отражает процессы практики. В этом случае ее предметом являются закономерности, противоречия, принципы и методы гармонизации этих взаимоотношений в социальной среде, и становится справедливой следующая формула ее определения: "Социальная педагогика — это педагогика отношений в социуме".

А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).