Социальная педагогика как наука и ее основные категории

Человек осознает себя человеком, только находясь в контакте с другими людьми. Однако любая деятельность и отношения имеют смысл, если человек в процессе жизнедеятельности, продвигаясь по пути своего совершенствования в каждой из вышеперечисленных и иных ипостасей, совершает поступки, осуществляет деятельность во имя других, во имя общего блага, для созидания общего и тем самым своего бытия.

Ориентация людей на удовлетворение только своих жизненных потребностей и их преумножение негативно влияет на духовное и социальное развитие человечества. Все больше требуется миру сил для воспроизводства культурного потенциала личности. Все сложнее выполнять работу, связанную с духовным и нравственным развитием человека.

Понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами, точно так же, как, с другой стороны, придание человеческого уклада социальной жизни коренным образом зависит от соответствующего такому укладу воспитания индивидуумов, которые должны в этой жизни участвовать. Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни — вот, следовательно, тема этой науки. И ее мы рассматриваем не как две отделимые друг от друга задачи, но как одну единственную. Ибо общность состоит лишь в соединении индивидуумов, а это соединение, в свою очередь, существует только в сознании отдельных членов. Поэтому последний закон для индивидуума и общности по необходимости один и тот же .

Человеческое общество и человеческая природа — вот краеугольные камни, вот основа социальной педагогики. Построенная на этом фундаменте истинная социальная педагогика включает в себя все хорошее и разумное, что содержится в индивидуальной педагогике, и только отбрасывает все неразумное, непростительно антисоциальное, что индивидуальная педагогика внесла в область воспитания. На этом гранитном фундаменте только и возможно поставить цель воспитания .