Социальная педагогика как метод обучения и воспитания

Различие теоретико-методологических основ традиционной рационально-нормативной, или теоретической, педагогики и социальной педагогики проявляется прежде всего в различии используемых ими методов усвоения знаний, обучении через воздействие на действительность, выработке направления собственного поведения через формирование чувств, моральных, этических, общественно-политических, религиозных и других ценностей и соответствующих мотивов поведения, а также через самостоятельное овладение знаниями. Если общая педагогика решает эти задачи в основном через разработку соответствующей учебной программы и содержание образования, то социальная — через методы образования и обучения. В первом случае характер и качество образования определяются целями, содержанием и разнообразием форм обучения, во втором — методами его социокультурной дифференциации, методами формирования и развития мышления, разнообразными методами воспитания. Исходным пунктом традиционного образования является информация. Для социальной же педагогики такой исходный пункт — социокультурный опыт учащихся, а образование — своеобразное продолжение и развитие этого опыта и потому носит непрерывный характер. А поскольку опыт у различных категорий людей далеко не одинаков, то первым условием практической реализации принципов социальной педагогики является социально-педагогическая диагностика и основанная на ней дифференциация обучения и воспитания. Всеобщие подходы и общие требования ко всем без исключения обучаемым неприемлемы. Они всегда имеют то или иное национальное, территориально-региональное и другое социокультурное содержание, поскольку в различных социокультурных условиях процесс развития ребенка, формирование его индивидуальных и личностных качеств происходит по-разному. Специфика культуры проявляется не только в качестве и образе жизни, но и в структуре потребностей и способностей, волевых и нравственных качеств личности.

Задачи методики социально-педагогической работы заключаются, во-первых, в раскрытии основных направлений и принципов, форм и приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями населения, поселений, социальных групп; во-вторых, в обучении социальной воспитательной работе, искусстве оказывать социально-педагогическую поддержку людям, нуждающимся в социальной адаптации, педагогической коррекции, реабилитации.

Методы социально-педагогической работы представляют собой способы совместной деятельности социального педагога и учащегося в разрешении конкретной проблемы. Методы работы социального педагога, применяемые на практике, по мнению, например, М. П. Гурьяновой, можно классифицировать на:



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  Следующая > В конец >>