Социальная педагогика как метод обучения и воспитания

Содержание деятельности социального педагога не задается сверху тем или иным коллективом или учреждением. Оно всегда определяется потребностями личности конкретного человека, что возможно лишь при постоянном нахождении среди своих клиентов, знании их чувств, настроений, интересов, проблем, трудностей, реальных возможностей личности, влияния микросреды, особенностей семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений детей и взрослых.

Специфика социально-педагогических форм и технологий практической деятельности заключается в том, что:

1) личность рассматривается в среде, в микросоциуме, в совокупности взаимоотношений личности в различных сферах микросреды в семье, во всех сферах его жизнедеятельности, в процессе общения, отношений;

2) личность рассматривается в процессе непрерывного социального развития на всех возрастных этапах, что способствует приведению в движение реальных механизмов развития активности, деятельности, с учетом особенностей переходных периодов в обеспечении преемственности;

3) полноценно используются воспитательно-образовательный потенциал, средства и возможности не только образовательных учреждений, но и других социальных институтов, различных подсистем и структур общества в целом с приоритетом семьи, сельского и другого социума как главного условия реализации задатков и способностей человека, приспособления его к культуре; развитие и социальная защита личности;

4) учитывается воспитательно-образовательная среда и применяются технологии, направленные на активизацию усилий личности в решении собственных проблем.

Выбор целей и технологий социально-педагогической работы определяется:

1) особенностями менталитета народа;

2) особенностями гражданского общества той или иной страны или региона;