Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

На это один из первых и указал П. Наторп, опираясь на идеи И. Канта и немецкой классической философии в целом. По существу это была первая критика просвещенческой парадигмы образования, философской основой которой служит французское Просвещение XVIII столетия.

Умственное преобразование индивида и его духовные приобретения являются, по мнению Наторпа, звеном в той великой цепи, с которой смыкается духовная жизнь общества. В образовании каждого индивида отражается духовная работа целого, как солнце в капле росы, а образование каждого индивида вносит свою долю в образование целого, подобно тому, как из капли росы образуются облака и реки. Нет ничего величественнее, считал он, чем это глубокое, не знающее перерывов, вечно рождающееся взаимодействие духовной жизни отдельных лиц и целого, нет ничего, что так настойчиво бы призывало индивидуальный разум к смирению.

Цель школы, согласно социальной педагогике П. Наторпа, — воспитание ребенка для работы, отвечающей общей созидательной работе человечества. На вопрос, как достичь этой цели, социальная педагогика отвечает: развить волю, которой направляются интеллект, фантазия, чувство, и развить в определенном смысле при помощи той же работы. Когда люди достигнут умения выработать в ребенке систематическое мировоззрение и подчинение воли верховной силе, тогда осуществится идеал воспитания.

Наторп не случайно считал себя последователем учения И. Канта , ибо первое философское обоснование социально-педагогических идей содержится в его работах. В «Критике чистого разума» и «Критике способности суждения» И. Кант впервые показал ограниченность возможностей рационального познания социокультурными условиями, которые существуют сами по себе как «вещь в себе» и являются непознаваемыми, или трансцендентными. Соответствующая социокультурная традиция, которой придерживается познающий, и ее роль в направлении этого познания, по Канту, не осознаются им точно так же, как роль воздуха, которым мы дышим. Культура народа, соответствующий тип его духовности или менталитета развиваются по своим особым законам, независимо от законов индивидуального познания и выступают по отношению к отдельному субъекту как нечто объективно заданное и существующее независимо от его сознания. Поэтому Кант проводил различия между обычной, или общей, логикой, которая исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцендентальной, которая в формах мышления исследует то, что придает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер.