Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация
Культурные образцы институализации предварительно разрабатываются или в сфере духовного производства, а затем идентифицируются большинством, или же навязываются властью. Однако в любом случае основой социального института выступают общественные отношения и формы деятельности людей, организационно оформленные для выполнения конкретных социально значимых функций.
Институализация устанавливает соответствующий социальный порядок, социальную организацию, изменение которых возможно лишь по мере изменения социальных норм и выполняемых социальных функций. Поэтому социальный институт реализует свои функции в деятельности формальных организаций.
Выделяют следующие этапы процесса институализации:
а) определение потребности, ее осознание и изучение;
б) формирование общих целей;
в) разработка социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
г) определение процедур, связанных с нормами и правилами;
д) принятие норм и правил, процедур и их практическое применение;
е) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированного их применения в отдельных случаях;
ж) создание системы статусов и ролей для всех без исключения членов общества.