Социальная педагогика и социально-педагогическая институализация

Усвоение знаний происходит благодаря осознанию их значимости в разрешении проблем и удовлетворении своих собственных потребностей, в реализации своей жизни. Естественнонаучный подход к анализу духовных явлений основывается на специальных методах познания духа .

Теория познания философии жизни — разновидность иррационалистического интуитивизма, суть которого сводится к постижению истины с помощью доказательства являющегося единственно достоверным средством познания. Согласно этой теории синонимом жизни выступает творчество. Поэтому философия жизни — это одновременно и формирование и воспитание творческой личности.

Во многом с этими идеями смыкается и философия существования, или экзистенциализма, представленная философскими произведениями М. Хайдеггера, К. Ясперса, М. Бубера, П. Сартра, Г. О. Марселя, М. Мерло-Понти, А. Камю, Л. Шестова, Н. Бердяева и других философов. Расходясь с традиционной рационалистической философией и наукой, трактующими опосредованные как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственно нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как непосредственно данное человеческое существование, которое непознаваемо ни научными, ни даже рациональными философскими средствами. Существование, считают представители этого философского направления, предшествует сущности. Оно проявляется в принадлежности к определенному народу, сословию, культуре,, наличии у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств. Все это есть эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции. Социально-педагогическая деятельность всегда ситуационна и так или иначе связана с решением многообразных изменяющихся проблем жизни человека. Свобода равноценна самому существованию и своему жизненному самоопределению исходя из биологических и других качеств и возможностей их развития в соответствующей социокультурной и природной среде. При этом самоопределение индивида выступает здесь как способ погружения в культуру и социум, как безличный мир, в котором все анонимно и нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия.