Социальная педагогика и ее междисциплинарный характер

Пространственно-предметное содержание образовательной среды составляют такие основополагающие природные условия и факторы, как особенности географической среды или территории, климатические условия, задающие исходные предпосылки взаимодействия людей с природой и друг с другом через тип разделения труда и формирующие у них соответствующие образы мира, или мировоззрение .

Социально-временной характер образовательной среды задают исторически меняющиеся системы ценностей и идеалов. Ребенок изначально принадлежит к группе, роду, этносу и цивилизации. Горизонт его развития исчерпывается системой межличностного общения в малой группе со значимыми для него взрослыми, который впоследствии постепенно расширяется до уровня малой родины, или мезо среды. На развитие духовности человека влияют особенности края или территории, родовые особенности общего дома, которые являются основным носителем. Затем происходит приобщение к общему дому на уровне государства, страны или макросреды. Одновременно идет и процесс включения в цивилизацию. Началом этого включения является посещение ребенком школы. Обретение знаний, умений и навыков осуществляется по принципу от общего к особенному и от них — к групповому и индивидуальному. Знания, как правило, усваиваются в абстрактной, категориально-понятийной форме и поэтому требуют экспериментальной проверки. Они как бы формируют личность, оформляют ее содержание сверху вниз с помощью целенаправленной деятельности взрослых. Познание же выступает лишь одним из его элементов. На различных возрастных стадиях ребенок как бы развивает уже имеющийся потенциал, начиная с его врожденных задатков. При этом развитие идет через преодоление соответствующих возрастных кризисов, которые есть не что иное, как этапы смены соответствующих ценностей и норм поведения, т. е. оно имеет социокультурную, а не психолого-физиологическую природу.

Благодаря социокультурной составляющей, ее ценностно-нормативному характеру, образовательная среда оказывает на ребенка двустороннее воздействие: снизу и сверху. Воздействие снизу носит, как правило, стихийный характер, а воздействие сверху — управляемый.