Социальная педагогика и ее междисциплинарный характер

Как область практической деятельности социальная педагогика непосредственно определяется политикой, проводимой государством. Исторически такие направления социальной педагогики, как гражданское воспитание, освоение личностью социальных ролей и др.? начиная с глубокой древности, напрямую связаны с общественным устройством и государственной политикой. Одно гражданское воспитание существовало, например, в Спарте и совершенно другое — в Афинах. В первом случае оно опиралось на подавление всякой самодеятельности и инициативы, а во втором, наоборот, — на их максимальное развитие. Именно здесь, в древнегреческих городах-полисах, городах-государствах, были заложены основы существующей социальности, или социума, интегрирующие в себе родовые и социальные связи, не имеющие под собой какой-либо естественной основы.

Совершенствование нормативно-социальной практики в дальнейшем происходило под влиянием основных мировых религий. Именно религия долгое время задавала основные алгоритмы должного и возможного поведения. Впоследствии эти алгоритмы начали разрабатываться и искусством, и наукой, и другими формами общественного сознания, в какой-то мере направляемые политикой. Под ее влиянием социум претерпевает существенные изменения. Семья как родовая ячейка, природная основа общества обретает свои социальные очертания в форме брака. Возникает понятие двора как особого социокультурного пространства гражданского воспитания, сочетающего в себе разные социальные требования государства и социальной общины. Но самое главное состоит в том, что целенаправленная социальная политика и ее реализация позволяют конструировать социальную действительность. При этом социальная педагогика становится одной из отраслей социальной инженерии. Она выступает важнейшим средством создания и укрепления гражданского общества, основы которого в США и Европе существенно различаются. Соответственно и представление о предмете и объекте социальной педагогики, ее целях и задачах принципах и специфике тоже различаются.

Согласно точке зрения американских ученых, гражданское общество тождественно частной жизни индивида, его самодеятельности, регулируемых правом. В силу этого социальная педагогика является важнейшим условием реализации частной жизни путем выявления социальных проблем, препятствующих этому, их разрешения через совершенствование законодательства.