Социальная педагогика и ее междисциплинарный характер

Любое поведение и поступок являются выражением единства внешнего и внутреннего, мотива и результата, целей и средств, ценностей и жизни, через которые проявляются и формируются личность человека, его характер, отношение к себе и другим.

Трансформация бывшего советского общества и происходящие здесь рациональные процессы оказали существенное влияние и на социальную педагогику, которая все больше связывается с экологией, или общеобразовательной стратегией. Экология — система наук, исследующих образование. Сюда относят философию образования, социологию образования, экономику образования, физиологию образования, психологию образования, общую, возрастную, сравнительную, социальную и другие виды педагогик, а также социально-эдукативную работу, решающую проблемы интеграции элементов различных культур в системе образования. Особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в работах украинских и прибалтийских авторов. Например, по мнению литовского ученого И. Войткявичуса, социальная педагогика является отраслью экологии и изучает человека на фоне социальных, культурных и жизненных условий, ищет способы познания человека в группе, в обществе, в общественном развитии и воздействия на него, адаптации к социальной среде, обучения быть членом группы, самому социализироваться, изменения окружения соответственно своим потребностям и возможностям.

В отличие от общей педагогики, являющейся конкретным выражением естественнонаучной парадигмы, социальная педагогика и социально-эдукативная работа — это две составляющие социокультурной парадигмы, т. е. они отражают не общие, а нормативно-ценностные закономерности познавательного процесса. Однако если социальная педагогика решает проблемы социализации и индивидуализации в соответствующем типе культуры, то социально-эдукативная работа — проблемы интеграции элементов различных культур в системе образования и рассматривает ее в качестве важнейшего фактора их развития. Эти две стороны социокультурного развития нередко противопоставляются друг другу. Внимание акцентируется лишь на национальных и интернациональных проблемах или на глобальных проблемах социального развития. Поликультурная проблематика образования сменяется мульти культурной, междисциплинарной.