Системный подход в обучении и его реализация

При формировании программы обучения студентов по какой-либо дисциплине следует проанализировать внешние связи данной дисциплины с системой обучения в учебном заведении.

Данная система имеет внешние связи с системой обучения другим предметам, системой отбора абитуриентов в учебное заведение, со способностями специалистов осуществлять определенную профессиональную деятельность, с профессиональной компетентностью, с практической подготовкой обучаемых, а также системой организационно-воспитательных мероприятий, системой отбора на обучение, системой распределения выпускников и т.д. .

Внутреннюю структуру этой системы можно рассматривать с разных точек зрения. Но, так или иначе, первыми основными элементами внутренней системы являются субъект и объект, т.е. преподаватель и студент, и от того, как построена взаимосвязь между ними, зависят свойства системы или результат обучения.

Впервые системный подход к учебному процессу применил Бабанский Ю.К., который рекомендовал выделять элементы системы обучения с точки зрения основных элементов учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Иными словами, цели определяют содержание, а оно, в свою очередь, определяет принципы обучения, которые в совокупности определяют формы, средства и методы обучения. Это положение показано на рисунке.

В курсе педагогики используется именно данный метод анализа педагогической системы, когда каждая из педагогических категорий рассматривается отдельно, путем определения ее сущности, философской трактовки, сопоставления с другими. При таком подходе к педагогической системе системообразующим фактором является учебный процесс, все элементы которого рассматриваются пооперационно, что позволяет достаточно полно описать статику системы.