Система технологий обучения

В процессе применения технологий целевого назначения очень важно помнить, что цель — важнейший показатель в оценке результата деятельности, в цели заложена модель будущего. Сущность целеобразования определяется как формирование образа результата. Цель-образ рождает мотив. В то же время мотив рождает цель. В учебно-педагогической деятельности особенно существенна цель, рождающая мотив. Цель должна стать побудительной силой для активизации познавательной деятельности учащихся. Цель, отраженная в учебном процессе, перерастает в интерес при условии ее осознания и преобразования в личностный смысл. Связь учебной деятельности с развитием познавательной мотивации изучена и освещена во многих научных трудах Л. И. Божович, А. Н. Леонтьевым, В. С. Мерлиным, А.К.Марковой, Г. И. Щукиной и другими исследователями. Познавательный интерес формируется в деятельности и является внутренним стимулом учения. Благодаря этому учебный процесс становится активным и творческим.

В системе целей различаются технологии образовательные, развивающие и воспитывающие. Все они являются технологиями обучения, так как реализуются в процессе обучения с помощью средств обучения. Технологии целевого обучения в когнитивной области предусматривают формирование знаний, понимание, анализ и синтез, а также оценку и применение . Обучение познавательной деятельности означает формирование полного акта познавательной деятельности, цикличности этого процесса, развитие познавательных способностей учащихся.

Творческие учебные задачи могут предполагать высокую степень самостоятельности их решения учащимися. Уровень самостоятельности и творчества обучающихся планируется в связи с той степенью неопределенности, которая заложена в задаче. Мера помощи учителя имеется в самой задаче в виде наводящих вопросов, подсказки учащимся при выявлении ими нужных связей и отношений, а также в форме регуляции действий учащихся в ходе решения задачи. Вспомогательные действия педагога задают определенный уровень свободного выбора решения и, следовательно, степень самостоятельности учащихся.

Переходные технологии от репродуктивных к творческим регламентируются мерой помощи педагога в решении задач, объективной сложностью задачи и уровнем проблемного обучения.