Система среднего профессионального образования

Перспективы развития содержания среднего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключается в развитии у студентов системного мышления, включающего в себя целеполагание, проектирование и планирование своей деятельности, контроль за ее выполнением и оценку собственных действий, критический разбор и выработку выводов;

в формировании у студентов научной картины мира, умений научно-исследовательской работы. Осуществляется поэтапное формирование комплексной системы оценки качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях.

Важным направлением совершенствования организации образова-тельного процесса является формирование системы дистанционного обра-зования, обеспечивающей повышение территориальной доступности обучения в средних специальных учебных заведениях путем использования средств и методов телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам.

Важное место в деятельности учреждений системы среднего профессионального образования занимает воспитательная работа. Реализуется «Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования России на 2000–2005 годы».

Развитие экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена. На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят ему адаптироваться, жить и работать в новых социально-экономических условиях. Среди этих качеств следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства; умение осознавать себя и демонстрировать другим свои качества; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческую активность; ответственность за выполняемую работу. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования к реализации модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы профессионального образования и ее влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынков труда (А.М. Новиков).