Система профориентационной работы с учащимися профильных классов

Современное понимание данного термина: профессиональное самоопределение – процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать как процесс с учетом его внешних и внутренних условий.

Внутренними условиями профессионального самоопределения являются:

• особенности ценностно-смысловой сферы личности, уровень осознания собственных потребностей, направленностей, мотивов и их сформированности;

• объем предыдущего опыта личности и степень его использования;

• индивидуально-психологические особенности личности (потенциально или реально значимые в труде, а также определяющие характер отношений и переживаний).

Внешние условия профессионального самоопределения включают в себя:

• условия и содержание профессиональной или учебной деятельности, которой занимается или намеревается заняться человек;

• требования этой деятельности к человеку, его качествам;

• условия жизни, быта, особенности их влияния на профессиональное самоопределение;

• особенности влияния на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений; господствующие в этих сферах настроения, ориентации, стереотипы и т.д.

Важно понимать различия между понятиями «социально-профессиональное самоопределение» и «готовность к выбору профессии».