Система профориентационной работы с учащимися профильных классов

В процессе проведенного в ряде регионов страны эксперимента стало очевидно, что эта задача решается применением комплекса педагогических средств, предусмотренных таким новым для нашей школы явлением, как предпрофильная подготовка. Она стала новым педагогическим явлением, социальным феноменом, способствующим повышению готовности подростков не только к выбору профиля обучения, но и к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута в целом.

Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогичес¬кой, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования, включая дополнительное образование). Без осуществления предпрофильной подготовки невозможна успешная организация профильного обучения в старшей школе.

Предпрофильная подготовка обладает значительной вариативностью и может реализовываться в различных формах. Возраст 14-16 лет является наиболее благоприятным для активизации собственных размышлений подростка о послешкольном будущем. Постепенное введение в воспитательно-образовательный процесс основной школы элементов предпрофильной подготовки, предполагающей проектно-исследовательскую, ориентационную, самопрезентационную деятельность подростков, способствует более эффективному повышению их готовности к ситуации выбора профиля обучения, которая для ряда выпускников основной школы будет носить выраженные жизнеопределяющие черты. Обретение опыта подготовки к совершению выбора профиля обучения создает у подростка необходимые предпосылки к преодолению им кризисных ситуаций при последовательном совершении образовательно-профессиональных выборов в течение всей жизни. Предпрофильная подготовка предполагает интегрирование «знаниевого» и компетентностно-ориентированного содержания образования, а значит, и принципиальные изменения содержания, форм, методов работы учителя и ученика, характера взаимоотношений между учителем и учеником.