Система профориентационной работы с учащимися профильных классов

Общее среднее образование как компонент системы непрерывного образования предполагает, что учащийся средней школы будет обучаться дальше, но уже в учреждениях профессионального образования (получение профессии, курсы повешения квалификации и т.п.). Таким образом, учебная деятельность учащихся профильной школы постепенно должна преобразоваться в учебно-профессиональную, а затем – и собственно профессиональную деятельность в условиях открытой образовательной среды (общего и дополнительного образования). Это согласуется с общими тенденциями, среди которых выделяются: «создание связи между общеобразовательным и профессиональным образованием, развитие комбинированного обучения на базе школы и производства» и др.

В период школьного развития личности ученика должно стать формирование полноценного гражданина, который реализует свою гражданскую позицию – свой личный общественно-полезный вклад - через профессиональную трудовую деятельность. Современный школьник, обучающийся в средней школе имеет интересы, далеко выходящие за рамки официальных учебных программ. Поэтому, с одной стороны, старшеклассник стремится познать то, что часто не предусмотрено содержанием образования, а с другой стороны, общество обязывает школьника учиться и выполнять требования учебных программ.

Это направление включает специальные ориентационные курсы, диагностики, консультирование. В России имеется такой опыт, но, к сожалению, ему не придан государственный статус. Однако работодатели и выпускники школы считают, что там, где реализуется данное направление (в школах, колледжах, лицеях) эффект готовности молодежи к выбору будущей профессиональной карьеры и возможности трудоустройства выше у тех, кто знаком с основами такого выбора. Т.е. должна выстраиваться связь между общим и профессиональным образованием, реализуемая через подготовку будущих выпускников к принятию решения о построении и реализации образовательно-профессионального маршрута, должна быть заполнена специальной работой как теоретической, так и практической по решению этого вопроса в учебном процессе, а также в условиях дополнительного образования.