Система оценки достижений учащихся в рамках профильного обучения

В настоящее время в педагогической практике отдельные образовательные учреждения все чаще создают свои собственные оценочные шкалы. Многообразие предлагаемых вариантов оценивания, соотнесенных с характеристикой школы, описание рисков позволит разработчикам объективированных квалиметрических процедур так изменить традиционную систему оценивания, чтобы в итоговой оценке удельный вес компонентов, не стимулирующих развитие компетентности, стал меньше.

Оценка в школьной практике, является одним из основных, но не всегда действенных стимулов. Поэтому следует рассматривать различные варианты организации системы контрольно-оценочной деятельности, способствующие: ориентации результата образовательного процесса на формирование ключевых компетенций; учёту личностных особенностей и темпов развития каждого учащегося; апробации результативности различных моделей профилизации старшей ступени школы и т.д.

Общая для большинства образовательных учреждений проблема, заключается в том, что существующая пятибалльная система оценки ориентирована исключительно на констатацию уровня сформированности знаний, умений и навыков ребёнка, а не на выявление и стимулирования динамики роста его успешности в процессе учебной деятельности и уж тем более не на его индивидуальное развитие. В качестве варианта и альтернативы пятибалльной системы оценивания можно рассматривать различные шкалы оценки достижений обучающихся профильных классов. В современной профильной школе оценка должна позволить на практике реализовать принципы личностно-ориентированного образования. В то же время следует учитывать, что «не сам факт использования пятибалльной системы оценивания является главным злом в отечественном образовании, а то, как и в каких целях её используют в образовательном процессе».

На основе отечественного и зарубежного педагогического опыта в мировой школьной практике используются следующие основные оценочные шкалы: количественные (абсолютные, относительные) и порядковые (ранговые, дескриптивные, рейтинговые). Одной из эффективных форм оценивания достижений учащихся в профильной школе является рейтинговая шкала.