Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.)

Придерживаясь традиций сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения - "для деловых занятий в реальном мире". Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

Группа немецких педагогов во главе с Иоганом Готлибом Фихте (1762-1814), вдохновленная идеалами Просвещения, выступила с рядом проектов, которые могли, по их убеждению, способствовать объединению и демократическому обновлению Германии.

Создания единой светской школы, общественно-полезного обучения граждан требовали теоретики национального воспитания и неогуманизма Ф.А. Вольф (1759-1824), В. Гумбольдт (1767-1835) и др., представители педагогического движения филантропинизма И.Г. Базедов (1724-1790), Х.Г. Зальцман (1744-1811), Й. Г. Кампе (1746-1818) и др.

Так, Йоахим Генрих Кампе весьма отчетливо провозглашал идеи независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями. Кампе исходил из убеждения, что общество должно соблюдать права каждого человека и предоставлять ему возможность для свободного развития. Он настаивал на правомерности свободы совести в школе и отмене обязательного религиозного обучения, а также на необходимости распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу.

Фридрих Август Вольф уделял особое внимание реорганизации гимназии как типа среднего учебного заведения. По его суждению, гимназия должна одновременно давать "практически полезные и необходимые знания", т. е. "современное образование", и знание древних языков и литературы - "классическое образование".

Основатель педагогического течения филантропинизма Иоганн Бернгард Базедов исходил из того, что изменения в обществе тесно связаны с переменами в школьном деле. Главными недостатками традиционной школы он считал недоступность детскому сознанию значительной части учебного материала и авторитарное жестокое отношение к детям. Его совершенно не устраивал отрыв школы от потребностей жизни: "Природа! Школа! Жизнь! Если между ними тремя царят дружба и согласие, то человек становится тем, чем он должен быть... Однако если природу изгоняют из школы, а в жизни насмехаются над школой, то человек вырастает тройным уродом: три головы, шесть рук, и все они в беспрерывной ссоре".



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  Следующая > В конец >>