Семья как первичный институт социализации личности

- жилищно-бытовые условия;

- материальную обеспеченность;

- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

- характер взаимоотношений в семье:

а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

в) позицию ребенка в семье ;

г) отношение ребенка к родителям.

Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:

«Я нужен и любим и люблю вас тоже»;

«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;

«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;

«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две позиции являются оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, т. е. признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого. К сожалению, чаще встречается менее благоприятная установка, что создает проблемы в развитии личности.

Можно выделить следующие типы отношений ребенка к родителям: