Самообразование учащихся в профильном обучении

Самообразовательная деятельность протекает при интенсивном формировании личности, росте ее самосознания, самоактуализации, определении призвания, формировании жизненных планов. Имеет значение и то, что самообразование учащегося организуется в условиях, когда ведущей деятельностью является познавательная, учебная.

Самообразование предполагает относительную автономию учащегося, его академическую свободу и высокий профессионализм учителя в части управления процессом отбора необходимой информации и работы с ней. Современный учитель должен знать, как реагировать на результат самообразовательной деятельности учащегося. Благодаря самообразованию ученики глубже погружаются в материал профильных предметов, повышается учебная мотивация, поскольку имеет место заинтересованность в конечном результате.

Результат самообразовательной деятельности школьника в профильном обучении становится настолько ощутимым, что, лишь изучая, руководя и считаясь с ним, учитель может эффективно выстроить систему обучения.

Учителю бывает трудно выйти из рамок сложившейся системы учебной работы, в процессе которой каждый ученик, независимо от своих способностей, интересов, склонностей, темпа продвижения и состояния здоровья должен идти в русле учебных планов, программ и учебников. Введение профильного обучения создает реальные возможности для развития индивидуальных интересов и способностей обучающихся, увлеченных отдельными предметами, дает ориентир в мире профессий и позволяет сделать процесс самоопределения более комфортным и безболезненным для всех заинтересованных сторон образовательного процесса .

Исходя из современных требований к уровню обученности выпускника общеобразовательной школы, обучение следует организовать так, чтобы у учащихся всегда была возможность для самостоятельных занятий по профильным предметам, чтобы время не заполнялось только выполнением заданий, предназначенных всему классу или группе учеников.