Региональный уровень управления введением и распространением профильного обучения

разработка и использование учебных планов, программ, учебников, дидактических материалов, методических пособий базового и профильного уровней, в том числе по элективным курсам (программно-методическое обеспечение); информационное обеспечение, рекламное и PR-сопровождение перехода на ПО; материально-техническое обеспечение, привлечение и использование оборудования, средств обучения, транспортных средств и т.д. для перехода на ПО; расширение и использование полезных связей и контактов внутри системы образования и за ее пределами (коммуникативное обеспечение); финансовое обеспечение (его особенность состоит в том, что в конечном счете все или почти все прочие ресурсы приходится оценивать в стоимостном выражении).

Наконец, в-третьих, это задачи управления реализацией региональной целевой программой введения и распространения профильного обучения, включая: создание, оформление, обеспечение новых организационных структур для обеспечения перехода на ПО; создание и использование новых механизмов взаимодействия, стимулирования и поддержки участников перехода на профильное обучение, механизмов ресурсного (в том числе финансового) обеспечения реализации перехода на профильное обучение; контроль, мониторинг и оценка хода и результатов реализации программы, перехода на профильное обучение. Говоря о практике составления таких программ в 10 экспериментальных регионах, наиболее удачной по ряду признаков следует назвать «Региональную программу введения профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования в Республике Татарстан» . Среди неэкспериментальных регионов первым подготовила и опубликовала проект такой программы Томская область .

Были выделены основные особенности введения ПО на региональном уровне.

Во-первых, региональный уровень находится достаточно далеко от уровня образовательного учреждения, на котором разворачиваются главные действия по введению ПО, и призван создавать максимально благоприятные условия для успешного перехода образовательных учреждений и муниципальных образовательных систем на ПО.

Во-вторых, именно на региональный уровень ложится основная ответственность за принятие ясного и взвешенного организационно-управленческого решения о выборе модели введения и распространения ПО в системе общего образования конкретного субъекта РФ. Эксперты могут рекомендовать некие контрольные цифры и целевые значения тех или иных параметров и индикаторов, но соответствующие решения принимают субъекты регионального управления образованием.