Реализация социальным педагогом социально-профилактической функций
в) практическом опыте коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с детьми и подростками, дающем представление о различных вариантах и механизме функционирования службы на уровне города, микрорайона, учреждения.
Основные концептуальные положения, определяющие методологию региональной реабилитационной службы:
реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений;
профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка;
коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка;
восстановление ребенка в правах предполагает учет основных положений Конвенции о правах ребенка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.
Реабилитация невозможна без восстановления ребенка в статусе и дееспособности. В психолого-педагогическом смысле это означает восстановление ребенка как социального субъекта и как субъекта ведущей (формирующей) деятельности. Реабилитация связана не только с преодолением семейных, школьных репрессий и социальной дискриминации несовершеннолетних, но и с изменением представлений ребенка о самом себе – его Я-концепции.