Реализация социальным педагогом социально-профилактической функций

Разрешение проблемы снятия неблагоприятного состояния возможно различными методами.

Подавление – жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут нанести вред. Педагог пытается силой своего авторитета положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв господствующее положение, подчинить себе. Но это приводит школьника в еще более угнетенное состояние. Хотя цель наставника достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития подростка и включения его в деятельность. Педагог фиксирует свое внимание только на негативных проявлениях и выходит на изменение поведения, не учитывая состояние ученика в данный момент.

Таким образом, воздействие оказывается только на нарушителя дисциплины, воспитатель не обращает внимания на объект. В результате такого влияния учитель добился внешнего изменения действий ученика, однако внутреннее агрессивное состояние остается. Ограничиваясь строгим предупреждением, взрослый предполагает, что ребенок понимает то, за что он осуждается, и возможные последствия повторного осуждаемого действия. Педагог произвольно и искусственно думает, что принятие или непринятие высказанных требований повлечет за собой изменение его отношений и активного действия. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого.

Вытеснение – метод вызвать другое, более благоприятное состояние, заменив тем самым агрессивное переживание. Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить – заменить – отвлечь. Воспитатель выходит на уровень отношений, он манипулирует состоянием ребенка, не учитывая переживаний ни субъекта, ни объекта. Внутриличностный, а нередко и межличностный конфликт остается, поскольку вытесненное переживание формирует неосознаваемый комплекс, который продолжает оказывать влияние на развитие, находя выражение в невротических симптомах, ошибочных действиях и т.д. Нет гарантий, что подросток сможет включиться в работу, а не продолжит свои агрессивные действия через некоторое время.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  Следующая > В конец >>