Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции

Разновидностью данного метода является придумывание историй с использованием какого-то одного свойства предмета: рассказать, например, историю про страну, где все из стекла, из мыла, из дерева и т.п. Другой вариант метода – придумать истории про то, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле. Например, дети в этой стране выше ростом, чем взрослые, или они живут в стране, где все можно и нет ничего того, что нельзя и т.д. Большой интерес вызывает у детей задание рассказать о стране, где с неба без остановки падают конфеты, игрушки, дождь, снег, деньги, цветы и т.п.

Стили консультирования

В современной литературе описаны два основных стиля психологической работы – «внимающий» и «влияющий», которые может использовать социальный педагог.

Для «внимающего» консультирования характерны следующие приемы.

Закрытые вопросы. Вопросы, предполагающие очень короткие односложные ответы, как правило – «да» и «нет». Этот прием позволяет собрать информацию, прояснить суть проблемы, перебить «излишне разговорчивого» клиента.

Открытые вопросы. Обычно они начинаются со слов: «Что...», «Каким образом...», «Зачем...», «Почему...» – и предполагают развернутые ответы. Они подталкивают клиента к рефлексии, способствуют возникновению дискуссий между клиентом и консультантом.

Минимальное поощрение. Повторение нескольких слов из реплики клиента (часто повторяются последние 2–3 слова). Помогает клиенту продолжить рассказ.

Парафраз . Выделение сути последнего высказывания клиента. Показывает клиенту, что его поняли, стимулирует более глубокое раскрытие проблемы, дает отправную точку для дискуссии.

Концентрация на чувствах . Выделение эмоций, скрыто или открыто присутствовавших в последних высказываниях клиента. При этом внимание клиента концентрируется на сфере чувств, в силу чего повышается эмоциональная насыщенность разговора.

Обобщение. Краткое повторение сути высказываний клиента за определенный период времени. Итоговое прояснение смысла. Обобщение помогает клиенту заметить прогресс, достигнутый в интервью. Позволяет перейти к новой теме или иному уровню обсуждения.