Развитие социальной педагогики за рубежом в 19-20 веке

В это время в Англии началось движение сеттльмент-центров, первый из которых основал Самуэл Барнет в 1884 г. в Тойнби-Холл. Студенты университетов, а также предприниматели селились в беднейших трущобах Лондона, а позднее – во многих городских районах по всей Великобритании. Они были проводниками образования, разнообразных видов культурной деятельности, а также социальной реформы. Эти люди становились помощниками местных жителей, чтобы на себе ощутить все неудобства бедности, и проводили социально-педагогическую работу. Утопическую идею решения радикальных социальных проблем через образование и воспитание вновь реанимировали. Однако она была обречена на неудачу, как и все предыдущие попытки.

На волне масштабной иммиграции в конце XIX в. в Америке активизировалось движение сеттльментов. Первым американским сеттльментом была соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. Стэптон Койт, проживший некоторое время в Тойнби-Холле, возвратился в Нью-Йорк, чтобы создать американский филиал движения. Он основал местную гильдию, позже известную как университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд. К 1896 г. в США было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. – почти 400. Программы деятельности сеттльмент-центров постепенно расширялись. Но в целом их больше интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворительности. Благодаря своей деятельности, служители сеттльмент-центров приобретали очень ценный опыт и знание проблем. Они имели возможность влиять на пути и способы улучшения деятельности агентов по социальной работе.

Идея была быстро подхвачена, и местные центры стали создаваться на Востоке и Среднем Западе, особенно там, куда отправлялись иммигранты в поисках работы и лучшей жизни для своих семей. Наиболее известный дом иммигрантов Хулл-Хаус был организован Дж. Адаме и Э.Г. Стар в 1889 г. в Чикаго. Здесь обслуживали людей девятнадцати национальностей и предоставляли жилище работающим девушкам. При доме работали дневные ясли, музей, клуб для мальчиков и небольшой театр. Мужчины участвовали в общественной деятельности, а женщины посещали занятия в группах. Использовалась групповая работа, общинная организация и пропаганда. Адаме олицетворяла собой «новую современную женщину». Ее работа в рамках движения сеттльмента была высоко оценена, и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.