Развитие социальной педагогике в первобытном обществе

1. Становление воспитания как общественного явления

Становление воспитания как общественного явления прошло длительный путь. Существуют доказательства что человек жил на Земле более 100 млн лет назад: во многих районах Земли в породах очень древнего возраста были обнаружены «следы» человека. Воспитание в этот период осуществлялось по законам первобытного и «человеческого стада».

Следующий этап становления воспитания как общественного явления начался примерно 1,5 млн лет назад и был связан с процессом зарождения речи. Речь становится важнейшим средством общения, накопления и передачи социального опыта. Общение развивалось в процессе трудовой деятельности, оно становилось одним из главных средств воздействия на психику и поведение детей и взрослых. Возникновение речи и развитие психики – свидетельство качественно нового этапа в общем процессе становления воспитания.

Очередной этап процесса становления воспитания начинается около 250 тыс. лет назад. К этой эпохе относятся достоверные данные о зарождении кровно-родственных и семейно-брачных отношений. Содержание воспитания все более усложняется: охота, собирательство, рыболовство, передача навыков поведения, освоение опыта духовной жизни, религиозного знания и т.д.

Процесс становления воспитания как общественное явление завершился примерно 35-40 тыс. лет назад: человек, обладающий сознанием и речью, живущий первобытной общиной, целенаправленно и организованно осуществлял воспитание молодежи. Трудовая деятельность, рост социального опыта привели к осознанию значения воспитания для общины и каждого ее члена.

Таким образом, становление воспитания как целенаправленного и осознанного взаимодействия взрослых и детей, в ходе которого осуществляется подготовка к будущей самостоятельной жизни, начинается примерно около 2,5 млн лет назад. Завершение этого процесса происходит с появлением «человека разумного».

Особенностями социального воспитания в этот период является его органическая целостность, комплексность и единство: воспитание – физическое, умственное, нравственное и трудовое – и обучение были слиты в один процесс.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  Следующая > В конец >>