Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках

– социальной обусловленности развития человека. Основа духовного совершенства заложена в самом человеке, но развивается он не как индивидуум в обособленности от человечества, а как член социального целого;

– самопомощи человека в собственном становлении как личности . Педагог хотел помочь крестьянам приспособиться к условиям жизни таким образом, чтобы они могли оказывать себе социально-педагогическую поддержку путем самопомощи;

– связи воспитания с жизнью, трудом. Он был убежден, что бедняка следует воспитывать для приспособления к своему будущему положению, и стремился дать детям те знания и умения, которые возместят им бедность.

Основные структурные элементы системы социально-педагогической деятельности Песталоцци имеют ряд отличительных особенностей. К ним можно отнести:

1. Особенности объекта воспитания – среда беднейших детей в стране.

2. Особенности воспитательного учреждения. Детские учреждения были преимущественно закрытого типа, рассчитанные на постоянное пребывание воспитанников. Полагал, что общественное воспитание должно подражать домашнему, а школьное обучение должно быть основано на принципах семейных отношений. Для этого он стремился создавать в воспитательных учреждениях домашнюю обстановку.

3. Особенности субъекта воспитания . Педагог детского учреждения обязан обладать определенным набором необходимых знаний, умений и навыков. У него должны быть развиты три типа общечеловеческих способностей: физические, умственные и нравственные. Для наиболее эффективной социально-педагогической деятельности в детских учреждениях воспитателей следует набирать преимущественно из среды бедняков.

5. Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег внес неоценимый вклад в развитие социально-педагогического направления в педагогике. Именно он впервые употребил сам термин «социальная педагогика», который впоследствии неоднократно использовал Наторп, выпустив даже книгу под названием «Социальная педагогика» , что и позволило некоторым исследователям считать его создателем научной социальной педагогики.