Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках

«План» Дидро не был осуществлен, но вошел в историю педагогики как выражение новаторских замыслов просветителя. Был полностью опубликован только в XIX веке. Многие мысли Дидро о народном образовании получили распространение , оказали влияние на развитие педагогической теории.

3. «Социально-педагогическая» модель воспитания Ж.-Ж. Руссо

Философские и социально-политические взгляды определили педагогические воззрения Жан-Жака Руссо, в основе которых лежит идея естественного права человека на свободу, равенство и любовь. Системно педагогические идеи изложены им в романе «Эмиль, или О воспитании».

Основными принципами педагогической концепции Руссо являются: гуманизм, естественность, последовательность, полезность и доступность.

Герой романа помещен в естественные природные условия вместе со своим наставником-воспитателем, они изолированы от общества, что ликвидирует зависимость от него и потому обеспечивает «свободное воспитание» ребенка. Воспитание должно быть естественным, т.е. природосообразным, и происходить в изоляции от испорченного и развращенного общества, наедине с природой и наставником. Главное искусство наставника – ничего не навязывать ребенку, не заставлять, а тем более принуждать его что-то делать против желания и воли. Основное условие правильного развития ребенка – самостоятельное накопление личного опыта через наблюдение и деятельность, анализ и синтез, упражнения.

Руссо создает оригинальную периодизацию: от рождения до 2 лет; от 2 до 12; от 12 до 15 и от 15 до совершеннолетия. Естественным проблемам развития каждого периода посвящена отдельная книга романа , а пятая – воспитанию женщины.

Цель воспитания – свободный человек, а главная задача – научить «жить – вот ремесло», к которому следует готовить ребенка.

Ж.-Ж. Руссо противопоставлял «общественное» воспитанию естественному . Гражданское общество виделось ему обществом несправедливым, уродующим «естественного» человека и вносящим несправедливость в отношения между людьми. Общественное воспитание, по его мнению, направлено на упрочение этой несправедливости, так как должно «изменить природу человека, отнять у него абсолютное существование, чтобы дать ему относительное».