Развитие социального аспекта в воспитании в 18-19 веках

Анализируя исторический опыт и состояние европейской школы, Д. Дидро намечал новые принципы организации просвещения. В первую очередь он отстаивал принцип всеобщего обязательного бесплатного начального образования. В эпоху, когда во Франции и в большинстве других государств школа считалась делом церкви, Д. Дидро проектировал государственную систему народного образования, построенную на основе бессословности, подчёркивая, что низшие слои были и будут рассадником добрых нравов и знаний. Он отмечал, что дети бедняков, привыкшие с ранних лет к труду, учатся более серьёзно и прилежно, чем дети богатых. Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Дидро считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков . Его аргументация в пользу реального образования по своей разносторонности и убедительности превосходила всё написанное ранее по этому вопросу. Д. Дидро хотел, чтобы вся система образования давала широкие, разносторонние теоретические знания. Он предложил 3 типа учебных заведений: начальной школы, где обучали бы счёту, письму и чтению; 6-8-летние средние школы; университеты. Наибольшее внимание уделял средней школе, предлагая строить учебный план с учетом взаимозависимости наук, выделять в каждом году обучения главные предметы одного цикла . Параллельно должны идти занятия по трём другим циклам ; 2-й цикл – философия, мораль, религия, история и хронология, география, начала экономической науки; 3-й цикл – рисование, элементы архитектуры; 4-й цикл – музыка, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Включая в учебный план религию, Дидро отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II.

Ценя основательность знаний, Дидро утверждал: «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Придавал важное значение хорошим учебникам, к составлению которых предлагал привлечь крупных учёных. Для более тщательного подбора учителей Дидро советовал объявлять конкурсы. Требовал хорошего материального обеспечения учительства. Необходимые качества учителя – глубокое знание предмета, «честная и чувствительная душа». Задача учителя – сделать из каждого своего воспитанника честного человека, внушить ему такие качества души, как твёрдость и справедливость, развивать в нём ум «здравый, просвещённый и обширный», широту кругозора, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», заботиться об укреплении здоровья воспитанников.