Развитие речи у детей

Ребенок лепечет «бабабаба». Мама улыбается ему, кивает головой, подносит к бабушке, повторяя за ним «ба-ба», показывает на нее. Так взрослый старается преобразовать лепет в слово. Аналогично происходит действие и с другими звукосочетаниями, которые взрослый «переадресовывает» тем или иным предметам, людям, животным. Этот процесс достаточно сложен. Ведь произнося нескончаемое «бабабаба» ребенок действует со звуками не-произвольно, они как бы льются сами собой. Но чтобы специально произнести слово «баба», необходим определенный уровень произвольности. Таким образом, лепет не переходит прямо и непосредственно в речь. Значение его состоит в том, что он является своеобразной артикуляционной и интонационной тренировкой, подготавливающей появление активной речи.

Сроки появления ее, темп и характер развития во многом индивидуальны. Вместе с тем существуют общие закономерности речевого развития на протяжении раннего возраста.

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года.

Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду»,— внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом. Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.

Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.