Развитие процессуальной игры

Вместе с тем собственные замещения на данном этапе пока еще неустойчивы, о чем свидетельствуют наблюдения за характером переименования ребенком предметов-заместителей. В экспериментах Л.Н. Галигузовой был выявлен микропериод в становлении замещающих действий, который характеризуется расхождением между игровым использова-нием предмета и его неигровым называнием. Вот несколько иллюстраций такого расхождения.

Юра (2 года 9 мес.) складывает в кастрюльку разные предметы и старательно варит еду для куклы. Казалось бы, налицо ситуация замещения. Взрослый спрашивает: «Что у тебя варится в кастрюльке?» И получает ответ: «Там пирамидки и палочки».

Таким образом, ребенок совершает действие замещения, но при необходимости вербализовать его, «соскальзывает» с игрового действия на его реалистическое обозначение.

Внимательно наблюдая за игрой ребенка, можно уловить момент перелома, перехода от реалистического названия предмета к игровому его обозначению. Так, девочка того же возраста, что и Юра, на аналогичный вопрос ответила: «Там пирамидки-печенье». В данном случае мы наблюдаем двойное наименование предметов, когда их реальное и игровое обозначение оказываются рядом положенными.

У большинства детей третьего года жизни, участвовавших в эксперименте, встречалось расхождение между игровым использованием предмета и его реалистическим называнием. Наряду с этим уже знакомые малышам замещения и закрепившиеся за определенными игрушками их новые «имена» не вызывают у них затруднений и путаницы при необходимости вербализации.

В этих же экспериментах ярко проявилось влияние слова на полноту замещающего действия. Зафиксированное в вербальном плане новое значение предмета позволяет ребенку четче представить его образ и как следствие — способ действия с ним. Вот пример, иллюстрирующий эту закономерность.