Развитие процессуальной игры

Первоначально действия с игрушками представляют собой отдельные эпизоды. Например, малыш несколько раз проводит расческой по волосам куклы и сразу же отвлекается на другое, неигровое занятие. Затем подобные игровые эпизоды становятся более развернутыми, но достаточно долго остаются одноактными. Так, кормление куклы может сводиться к тому, что ребенок много раз подносит к ее лицу ложку.

По мере расширения репертуара игровых действий он начинает объединять их в некоторую последовательность. Например, сначала кормит куклу, потом причесывает, затем купает ее. Вместе с тем на протяжении второго и начала третьего годов жизни последовательность игровых действий определяется не жизненной логикой, а теми предметами, которые попадают в поле зрения малыша. Иногда он «застревает» на одном и том же действии, многократно повторяя его и забывая о том, для чего он его совершает. Например, вознамерившись покормить куклу супом, ребенок долго «режет» пластмассовым ножом все предметы, находящиеся на столе («овощи»), но куклу покормить забывает.

На втором году жизни дети начинают пользоваться предметами-заместителями. Первые замещения появляются в игре малышей под влиянием взрослого. По его показу ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки, предложить ей кубик вместо хлеба, может также дополнить игровую ситуацию условным действием без предмета, например, поднести кукле пустую ладошку и сказать «конфетка». Однако в самостоятельной игре дети этого возраста, как правило, играют с реалистическими игрушками и замещения используют редко.

В целом на втором году жизни ребенка складываются основные составляющие процессуальной игры:

• возникает интерес к новому виду деятельности;

• формируется умение действовать в воображаемой ситуации;