Развитие процессуальной игры

Это положение легко проиллюстрировать на примере использования ребенком ложки. Когда он начинает овладевать этим навыком, ему стоит больших усилий приспособить свою руку к ложке так, чтобы ее содержимое попало в рот. На этом действии сосредоточено все внимание малыша и целью его является результат. Но вот другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним кукла и игрушечная посуда. Он берет ложку, делает вид, что зачерпывает из тарелки еду и беглым движением подносит ее ко рту куклы. Ребенок понимает, что находится в игровой ситуации, основной смысл которой можно определить словом «как будто». Поэтому ему не нужно следить за правильностью выполнения действия. Здесь важна схема действия, которая встроена в особое содержание деятельности. Оно заключается в том, что ребенок изображает действие взрослого. В этой условной ситуации вместо ложки можно использовать любой подходящий предмет — палочку, карандаш и др.

На первом году жизни сюжетные игрушки выступают для ребенка в том же качестве, что и другие предметы, с которыми можно манипулировать: малыш разглядывает их, перекладывает с места на место, стучит ими, размахивает и пр. Если взрослые показывают ему, как можно играть с такими игрушками, то уже в 10—11 месяцев малыш начинает усваивать их игровое назначение: вместе со взрослым кормит куклу, укладывает ее спать, купает. Однако такие действия пока еще очень кратковременны и в отсутствие взрослого сменяются манипуляциями.

На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры — игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами-заместителями — и усложнение ее структуры.

В этот период у детей начинает формироваться игровая мотивация. Первые игровые действия ребенок совершает по инициативе взрослого, скорее для него и по его просьбе, а не по собственному побуждению. Постепенно, в ходе совместных игр, интерес к ним возрастает, он все охотнее откликается на инициативу взрослого, все чаще сам проигрывает сначала короткие, в течение нескольких минут, а затем и более длительные игровые эпизоды.