Развитие понятия педагогической технологии

Ряд технологий касается отдельных сторон обучения, скажем, задачного подхода в обучении, либо программированного компьютерного обучения, либо организации проблемной структуры обучения. Известны также общие технологии развивающего обучения.

Итак, проблема педагогических технологий образования содержит много невыясненных вопросов, в том числе ее статус в категориальном аппарате педагогики, таксономия, иерархия технологий по степени их обобщенности — от методологического до конкретно-методического уровня.

Исследование этой проблемы связано прежде всего с определением понятия и методологической сущности технологии обучения.

Остановимся на двух формулировках педагогической технологии, приведенных в книге «Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе» .

1. Педагогическая технология есть область исследования теории и практики , имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов.

2. Педагогическая технология — систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Суть этих формулировок сводится к идеям о том, что педагогическая технология представляет собой планирование и применение в рамках образования системы средств для получения необходимого результата. Технология должна быть способной к воспроизведению.

Анализ различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет нам дать собственное определение: под технологией обучения мы понимаем теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и систему необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития учащихся.