Развитие понятия педагогической технологии

Несмотря на всеобщее признание образовательной и развивающей ценности педагогических технологий, научный статус технологии обучения все еще остается неопределенным. Чаще всего педагогическим технологиям отводится промежуточное место между наукой и практикой.

Н. Ф. Талызина видит обоснование этой позиции в том, что каждый педагог, прежде чем построить реальный педагогический процесс, должен иметь все необходимые сведения о том, как это сделать, ему нужна система знаний об учебном процессе, представленная на технологическом уровне.

Между наукой и практикой должна быть особая наука, которая выводит принципы, разрабатывает методы, определяет последовательность их применения и т. д. Без нее не может быть обоснованного учебного процесса, технологии реального процесса обучения.

Анализируя имеющуюся картину состояния научного статуса технологии обучения, следует отметить попытки некоторых авторов рассматривать технологию обучения между наукой и искусством. Другие авторы связывают технологию с дидактической функцией проектирования. Известны и подходы, когда технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения. Технологию определяют так же, как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения. В ряде случаев наблюдается стремление интегрировать эти подходы, тогда за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность учителя, которая должна строиться на научных принципах.

Создавшееся положение в науке не помогает практике. В реальности мы имеем технологии в виде методик преподавания, слабость которых состоит в одностороннем — предметном — обосновании, при этом отсутствуют психологическое и общедидактическое обоснования.