Развитие понятия педагогической технологии
Методологическая функция технологии обучения выражается в общей стратегической направленности модели обучения и в организации управления учебной деятельностью.
Обучающая программа как проект имеет следующие специфические особенности:
1) обеспечивает реализацию цели;
2) может быть осуществлена, по крайней мере, принципиально;
3) является нормативной, т. е. фиксирует доступный уровень выполнения педагогом соответствующих действий.
Дополним эти особенности еще одной, не менее существенной характеристикой, свойственной технологиям обучения: адаптивность технологий обучения к личностным особенностям обучающихся — характеристикой, которая практически слабо выражена в обучающих программах, рассчитанных на машинный способ обучения; недостаточно ярко представлена она и в традиционных технологиях обучения, но является сущностным признаком прогрессивных технологий и имеет принципиальное значение для индивидуального подхода в обучении.
В условиях постоянного совершенствования образовательной системы необходимо заложить в технологии обучения модификацию их разнообразных параметров в расчете на психологию обучающихся, цели образования и условия обучения, а также имеющиеся средства обучения. Для этого важно знать инновационные процессы, происходящие в обществе и в образовании, расширяющиеся требования к педагогическому образованию, к творческому потенциалу личности.
Кризис системы образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К ее важнейшим факторам относятся: