Развитие понятия педагогической технологии

Технология обучения строится на основе теоретических положений о способах и приемах обучения. Технология обучения представляет собой упорядоченную деятельность педагога, предусматривающую ответные действия учащихся. Порядок действий и их состав разрабатываются на общем психолого-педагогическом уровне с учетом специфики предмета изучения и интеллектуальных возможностей учащихся.

Технология обучения есть дидактическая конструкция информационного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, отражающая закономерности учебного познания. Дидактическая интеллектуальная деятельность педагога, представленная в технологии обучения, связана с прогнозированием необходимых педагогических действий для обеспечения инновационных условий обучения.

Понятие технологии пришло в педагогику из сферы техники. Введение термина вызвало разные толкования его. Согласно источнику происхождения технология обучения рассматривает деятельность, включающую замысел в виде цели и гипотезы, планирование действий и моделирование их системы, а также ее реализацию. Когда мы обращаемся к технологии, то имеем в виду предписание, некий императив, инструкцию о содержании, составе и порядке педагогических действий по управлению учебной деятельностью.

Поскольку результативным фактором являются знания, умения и навыки учащихся, а также развитие интеллектуальных структур, восприятия, мышления, памяти, воображения, то исходной для разработки технологии обучения является целевая функция образования и развития учащихся.

В технологии обучения предусматриваются акты обучения, ведущие к достижению цели. Каждый следующий акт обучения вписывается в общую технологическую стратегию обучения, надстраивается и интегрирует все предыдущие. Системное сочетание и взаимодействие предполагаемых активных действий педагога и учащихся определяют успешность функционирования учебно-педагогического процесса. Под влиянием предписанных в технологии обучения педагогических действий создается гибкая программа учебных действий. Если в технологии имеют место жесткие предписания действий учащихся, то их соответствие алгоритмизированным действиям учащихся будет наиболее полным.