Развитие общения ребенка со сверстниками

Вторым критерием выступает его эмоциональное отношение к другому человеку, свидетельствующие о неравнодушном, пристрастном отношении к нему.

Третий критерий включает инициативные действия, направленные на привлечение к себе внимания партнера. Они имеют своей целью проявить себя, вовлечь партнера в совместные действия и в то же время увидеть свои возможности через реакцию другого человека.

Четвертым критерием служит чувствительность ребенка к отношению другого, в которой обнаруживается готовность принять инициативу другого и ответить на нее. Этот критерий выявляет также способность ребенка воспринять оценку и отношение к себе партнера по общению, согласовать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними.

Выделенные критерии являются общими для общения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку это две стороны единого процесса общения, имеющие социальную природу.

О наличии у ребенка потребности в общении можно утверждать только в том случае, когда в его поведении присутствуют действия, соотносимые со всеми четырьмя критериями коммуникативной потребности.

Потребность в общении с ровесниками складывается на протяжении раннего возраста постепенно.

Вначале, на втором году жизни, дети проявляют только интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Их поведение по отношению к сверстникам отвечает лишь первому и второму критериям потребности в общении. Инициативные обращения к ровесникам встречаются редко, так же редко дети отзываются и на. их инициативу. В их взаимодействии нет синхронности. Слабые попытки привлечь к себе внимание другого часто остаются без ответа или просто не замечаются.

В конце второго года жизни на фоне усиливающегося интереса к сверстникам растут инициативность и чувствительность к обращениям ровесника. Эти два параметра потребности в общении бурно нарастают на третьем году жизни. В этом возрасте уже все четыре параметра коммуникативной потребности оказываются сформированными и о детских контактах можно говорить как о полноценном общении.