Развитие общения ребенка с взрослыми

Подход к общению как к деятельности позволяет вычленить из общего потока взаимодействия его основные моменты, понять, как оно развивается. В качестве важнейших параметров коммуникативной деятельности выделяются:

• место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка и его значение для психического развития на каждом возрастном этапе;

• содержание потребности в общении;

• ведущий мотив общения;

• основные средства общения.

На разных этапах развития ребенка эти структурные компоненты в совокупности составляют целостные образования, которые определяются как этапы онтогенеза общения или как «формы общения».

Выделяются четыре формы общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет.

1.Ситуативно-личностное общение, которое длится от рождения до 6 месяцев.

2. Ситуативно-деловое общение — основной вид общения в раннем возрасте.

3. Вне ситуативно-познавательное общение, которое складывается в младшем дошкольном возрасте.

4. Вне ситуативно-личностное общение, возникающее в старшем дошкольном возрасте.

Каждая форма общения характеризуется особым, специфическим для нее содержанием параметров.

Последовательное появление в онтогенезе все более сложных форм составляет развитие коммуникативной деятельности. При этом ранее сложившиеся формы не исчезают, а сохраняются, уступая ведущее место новым.

Ситуативно-деловое общение со взрослыми начинает складываться уже во втором полугодии жизни ребенка, приходит на смену ситуативно-личностному общению и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста.