Развитие образования XX в. за рубежом
При сохранении классно-урочной системы продолжается ее модернизация, большое место занимают технические средства обучения, классы широко оснащены компьютерами, продолжается интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования. Среди достижений внешкольного образования особо следует выделить совершенно удивительные научно-популярные телевизионные программы (астрономия, физика, биология, география, история), создаваемые в США, Англии, Германии.
При всех модификациях многие элементы традиционного образования вовсе не отвергаются. «Консервативная» функция образования при таком подходе выражается в сохранении и развитии оправдавших себя традиций, в рассмотрении образования как ретранслятора культуры и наработанных ею ценностей.
В приоритетах современного образования за рубежом (включая Японию) все более выдвигаются:
– терпимость (tolerance) – расовая, национальная, к иным идеям и ценностям;
– интернационализм и поликультурность (т. е. уважение к различным культурам, обогащение ими);
– идеи «мира как единого дома», «великого братства людей»;
– готовность прийти на помощь;
– воспитание в духе мира, высокой политической культуры;
– преодоление проблем, вызванных урбанизацией, синдромов «каменных джунглей», «одиночества в толпе»;
– преодоление отчуждения, агрессивности, бездуховного потребительства;
– демократизация – включая доступность образования, его автономию, преемственность его ступеней.
Возможности высшего образования за рубежом все время расширяются, включая гарантии его получения, его приоритетное финансирование, многочисленные гранты. Качество образования входит в число главных показателей качества жизни, разработанных ЮНЕСКО (международной организацией в области культуры).