Развитие образования в Южной Африке
Основы южноафриканской образовательной системы были заложены в XVII-XVIII вв. кальвинистской голландской реформатской церковью (в основном ориентированной на поселенцев и рабов), миссионерскими организациями, направленными на образование туземного населения (Моравской, Лондонской, Рейнской, Англиканской, Висляндской и собственно Южноафриканской).
Из этого однако не следует, что туземное население до 1652 г. не занималось образованием и воспитанием своей молодежи. Наоборот, традиционное обучение, в котором принимали участие семья и старейшины, было неотъемлемой частью традиций и культуры местного населения. Оно начиналось в раннем детстве и продолжалось до того момента, когда молодой человек становился полноправным членом общества. Царило убеждение, что если не будут строго соблюдаться предписанные традицией ритуалы, человека ждали болезнь и смерть. Неформальное обучение через участие в жизни семьи и племени продолжалось значительно дольше, чем формальное обучение в так называемых «школах инициации». Такое обучение продолжалось лишь в период проведения инициационных церемоний, когда молодые люди становились полноценными членами племени.
Неудивительно, что попытки западноевропейцев привить туземному населению христианские нормы и западноевропейский образ жизни, дать им первичные сведения о сельском хозяйстве, научить читать и писать не всегда встречали понимание. Так как традиции и ритуалы племен имели мало общего с верованиями и нормами жизни колонистов, у туземцев развилось глубокое недоверие и молчаливое сопротивление западноевропейскому образованию. Члены племени относились к тем, кто принял новое, как к «отступникам» и изгоняли их из общества.
Несмотря на это некоторые туземцы поддались на призывы миссионеров. Это привело к созданию церковных деревень и миссионерских поселений.
Со временем стало ясно, что тесное сосуществование двух культур (европейской и местной) приводило к большой сумятице в душах туземцев. Они просто не видели связи между окружающей их природой, традиционным бытом и тем, чему учили колонисты, их культурой. Все это привело к утрате племенных традиций, к падению общественной дисциплины, противопоставлению своей личности общественным нормам.