Развитие образования в Турции

После 35 лет власти республиканцев мы не стали ни современным

государством, ни индустриальным;

секуляризм не является непременным условием модернизации;

нет конфликта между наукой и религией;

не существовало цивилизации без религиозных основ;

у турецкой революции не было программной книги, а у республиканцев не было веры;

революции, совершенные сверху, лишены народной поддержки;

турецкая революция не есть творение одного человека (Ататюрка). Это был манифест народного (мусульманского) восстания против секуляризма в Турции. Сказано четко, понятно, но несправедливо. По нашему мнению, кроме Японии, быть может, ни одна нация не смогла, начав с руин, провести индустриализацию за одно или два поколения. Главным вопросом стоявшим перед революцией была не идеология, а выживание. Для Ататюрка лучшей защитой от западного империализма была сама западная цивилизация. Всегда существовал нерешаемый конфликт между религией, основанной на догме и вере, и научным знанием, основанным на сомнении и опыте.

Причины исламского сопротивления состояли в следующем. Хотя турецкий секуляризм и гарантировал свободу веры, совести и убеждений, открытое отлучение ислама со всеми его институтами от мощной государственной машины было для него большим ударом, а, может, и оскорблением. Ислам без государства, всегда стоящего за его спиной, без финансирования просто не мог существовать. Турецкий ислам, как и везде в мире, пытался вернуть себе ту власть, которой он пользовался до падения Османской империи. Исламисты как демократические представители народа теперь заседали в парламенте, который провозгласил: «Суверенитет принадлежит народу». Так началось «демократическое» возрождение ислама.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  Следующая > В конец >>