Развитие образования в Швейцарии

По Шульцеру, согласно духу Просвещения, конечной целью образования должно быть превращение детей в ответственных, добродетельных, соблюдающих моральные нормы людей. Почти за 20 лет до того, как появился «Эмиль» Руссо, Зульцер провозгласил право каждого ребенка на образование независимо от его происхождения, так как разница в социальном положении создается людьми и не дана от природы. Он призывал обучать ребенка, учитывая состояние его души и особенно его темперамента. Зульцер предлагал также классификацию учебного материала в зависимости от возрастных особенностей ребенка; кроме того, считал важным пребывание детей на природе и обучение на родном языке.

Однако огромную роль в развитии реформаторских идей в педагогике в Швейцарии сыграли философские, педагогические и политические труды Жан-Жака Руссо (1712-1778). Руссо родился в Женеве и всегда гордился тем, что был ее гражданином. Уже его первый трактат (написанный в 1749 г., позже изданный и награжденный в 1750 г. премией), где дан отрицательный ответ на вопрос, привело ли развитие наук и искусств со времен Ренессанса к улучшению нравов, принес ему широкую известность. Это не означало осуждения искусства как такового, но искусства господствующего, главным образом аристократического. Решение проблемы улучшения нравов, он видел в воспитании и образовании человека.

В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» Руссо раскрыл и описал глобальную социальную проблему - каким образом из жизни в природных условиях, в состоянии свободы и равенства человечество пришло к общественному неравенству и к утрате свободы. Он подробно, с точки зрения исторического развития охарактеризовал происхождение социального неравенства и социальных противоречий. На вопрос, поставленный Дижонской академией -«соответствует ли общественное неравенство законам природы?» - Руссо ответил отрицательно. Он показал, что неравенство в социальном положении, которое находится в тесной связи с моральными и интеллектуальными ценностями традиционного общества, никак не соответствует истинной природе человека (как это отражено в законах природы). Такое решение имело педагогические и политические последствия. Руссо обрисовал эти последствия в сочинениях «Общественный договор» и «Эмиль» (1762).



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  Следующая > В конец >>