Развитие образования в Швейцарии

Швейцария не была однородной в конфессиональном плане страной, поэтому проводить образовательную реформу в соответствии только с духом протестантизма было трудно, тем более, что уже с 40-х годов XVI в. обозначилась католическая реакция на распространение протестантизма в ряде стран Европы - контрреформация, целью которой было восстановление утраченных католицизмом позиций, укрепление католической ортодоксии. Программа контрреформации основывалась на решениях Тридентского собора (1545-1563), предавшего протестантов анафеме.

Тридентский Собор выработал свою образовательную концепцию, оказав тем самым всестороннее влияние на реорганизацию школьной системы в Швейцарии в тех районах, которые оставались католическими, особенно в центральной части страны, где еще до Тридентского Собора существовало противодействие Реформации. Особую роль в осуществлении планов, намеченных Тридентским Собором, сыграли иезуиты. Они помогали повсюду создавать школы в духе католицизма. В Швейцарии первая школа была открыта иезуитами в 1574 г. в Люцерне, вторая - в 1580 г. в Фрибуре, а третья - в 1591 г. в Прунтруте. В XVII в. дополнительно были созданы колледжи, например, в 1646 г. в Соло турне и в 1650 г. в Вале. Педагогическая деятельность иезуитов была сосредоточена, в основном, в латинских школах и привела к тому, что в католической Швейцарии светская элита общества воспитывалась в духе убежденной приверженности старой вере.

Во время Реформации сильный импульс к развитию получили начальные школы особенно в Швейцарии, хотя политические образовательные устремления реформаторов, в основном, были сосредоточены в области высшего и среднего образования. Если в средние века немецкие массовые школы для народа в Швейцарии существовали только в экономически процветающих крупных городах, то под влиянием Реформации в результате принятия населением ряда швейцарских кантонов но в городах, и в сельской местности обучение стало на латинском, но и на немецком языках; дети учились писать, а также изучали религию. Основы грамоты и катехизис были главным содержанием начальных школ с обучением на немецком языке. Об этом, например, сообщал в своем отчете служитель церкви из Цюриха в 1562 г. В других кантонах, таких, как Берн, школы создавались общинами, на что давалось разрешение правительства вместе с предлагаемым учебным планом. Подобные изменения происходили позднее, в период Контрреформации, и в католических кантонах Конфедерации. В городах и реже в сельской местности к основам грамоты добавляли счет, или арифметику как учебный предмет.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  Следующая > В конец >>